«Простите! Простите!
Я не обязан быть счастливым!
Это единственное, чем я могу не заниматься.
Мысли о смерти посещают меня»…
Из фильма «Желтый Карлик»
Всем известно, что чужая смерть в восприятии масс проходит один и тот же путь: удивление, интерес, суждение. В этом почти никогда нет эмоций и тем более чувств, ведь на глубокое чувственное восприятие могут рассчитывать только близкие нам люди. Чужие же, посторонние, как правило, удостаиваются лишь чуть пониженного голоса, краткого: «бедный» и, в лучшем случае, хорошо скрываемого интереса к подробностям. Такая маска сострадания – не более чем общественный договор, способ выказать уважение к близким, к тем, кого эта смерть действительно поразила.
Но задумывались ли вы о том, что происходит в тот момент, когда выказывать уважение попросту некому? Некоторое время назад, только ленивый не писал и не читал о самоубийстве солиста Linkin Park Честера Беннингтона. Обсуждение обстоятельств смерти, смакование деталей и составление закономерностей из случайностей – все это не ново и к этой статье дела не имеет.
Все, что мне известно – реакция фанатов. Поздно вечером в одном из супермаркетов я стояла в очереди, естественно, подслушивала разговоры – любимое занятие каждого пишущего человека. И вот, совершенно фантасмагорическая картина: молодой парень в диком восторге рассказывает другу ошеломительную новость: «Час назад Беннингтон повесился». Друг отвечает в тон: «Час назад? А почему я только сейчас об этом узнаю»? Далее, молодые и живые, они еще десять минут обсуждают подробности, хохочут, и в конце приходят к выводу, что способ не нов и все это уже где-то было.
Если вы думаете, что я описываю все это с целью морализаторства, то вы ошибаетесь. Глядя на этих парней, я и сама невольно улыбнулась, при этом ни на секунду не усомнившись в том, что новость о смерти музыканта правдива. Парни были такими неподдельными в своей радости, такими заразительными и соблазнительно беззаботными, что мало кто не улыбнулся бы. Уже гораздо позже, вспоминая все это, я подумала о том, как часто люди прокручивают в голове свою смерть. Каким значительным кажется им это событие, каким трагичным и бесповоротным. И никто не думает в такие моменты о том, что живые могут потешаться над вашим самоубийством. Потешаться не от злого сердца и не в качестве оскорбления, а просто так. Просто так…
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?