Генерал! Наши карты — дерьмо. Я пас.
Север вовсе не здесь, но в Полярном Круге.
И Экватор шире, чем ваш лампас.
Потому что фронт, генерал, на Юге.
Иосиф Бродский
Любопытная история со многими действующими лицами, которую я вам сейчас попытаюсь изложить, вызвала у меня такую реакцию: «Ого-го»!
У меня в жизни был один любопытный эпизод: мне нужно было брать интервью у художественного руководителя одного театра. Дело осложнялось тем, что героя моего сильно разозлила предыдущая журналистка, которая задавала невероятно тривиальные и глупые вопросы. Естественно, когда очередь дошла до меня, худрук был так зол, что решил устроить мне испытание. С первой секунды разговора упомянул некоего Михаила Чехова и пристально начал смотреть на мою реакцию. Я оставалась спокойной, не стала возражать и исправлять Михаила на Антона. К счастью, мне было известно, что у великого классика был талантливый племянник – актер и умница. Словом, это испытание я прошла.
Но оказалось, что семейство Чеховых интересно не только по мужской линии, женская – тоже весьма примечательна. В статье «Хрестоматийный человек» я уже упоминала имя Ольги Книппер-Чеховой. Той самой актрисы МХАТ, которая стала женой драматурга и услышала его последние слова на чужом немецком языке – «их штербе» (я умираю). Эта замечательная и талантливая женщина была не только супругой известного человека, но и тетей очень загадочной девушки.
Племянница Ольги Леонардовны – Ольга Константиновна Книппер – пошла по стопам влиятельной тети и стала актрисой. С первых же своих шагов по театральным подмосткам девушка влюбилась в молодого Чехова, но только уже Михаила, и вышла за него замуж. Словом, девушка пошла по стопам тети даже слишком буквально и стала второй в истории Ольгой Книппер-Чеховой.
Счастливой семейной жизни не вышло. Через три года и одного ребенка возлюбленные развелись. Затем, нам всем это известно, была революция 17-го года и Ольга Константиновна уехала на историческую родину – в Германию. Знала ли она в этот момент, какую роль ей уготовила судьба – неизвестно. Но в Германии очень красивая актриса с внешностью истинной арийки быстро стала звездой. Сначала она познакомилась с Германом Герингом, затем стала конфиденткой Евы Браун и любимицей Гитлера. Даже русская фамилия не помешала Ольге получить титул «Государственной актрисы Третьего Рейха».
Красивая и легкая жизнь звезды должна была закончиться в 1945 году. Так и случилось, после Победы ее отправили самолетом в Москву, но не расстреляли. С ней мило поговорили, а затем она снова улетела в Германию. С этого момента и начинаются длинные споры о том, была ли Ольга Книппер-Чехова сотрудником советской разведки? Известно, что уже после войны она вела переписку с Министром государственной безопасности Абакумовым, но фактов нет, документов, бумаг, свидетельств – ничего нет.
Ее называли любимой актрисой Гитлера во время войны; человеком, получившим награду от самого Сталина после войны. Но, по сей день, вторая Ольга Чехова остается большой загадкой. Недаром говорят «как корабль назовешь»…
Книппер-Чехова — русская немка, хитрая женщина в мужском мире, которая пережила и Гитлера, и Геринга, и Сталина, и Абакумова, так и не раскрыв свой главный секрет.
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?