Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

Virginity

И был жесточайший бунт,

И снег осыпался бело.

Я около двух секунд —

Не более — вслед глядела.

 

И гладила длинный ворс

На шубке своей — без гнева.

Ваш маленький Кай замерз,

О Снежная Королева.

Марина Цветаева

«Условия» / 01.06.2018

Не знаю, почему Полемист приобрел в последнее время женскую направленность. Обещаю в будущих статьях исправиться. Но эту уж позвольте посвятить чисто женской мечте.

Мечта — это формируется с самого детства, сказки берут маленькую девочку в свой обманчивый плен и гнут ее разум в сторону неизбежности ошибки.

Немало взрослых статей написано на тему сказок, признаюсь, я мало какие из них читала, и все же… Внезапно я задумалась о том, что «Красавица и чудовище» — не такая уж безобидная вещичка. Большинство девочек воспринимают историю о заколдованном принце как обнадеживающую. Мол, не волнуйтесь, даже если в вашем окружении нет принца, он обязательно отыщется, возможно, в ком-то, кто с виду будет и не похож. И, как следствие, в умах миллионов женщин застревает этот стереотип, эти обласканные ночами грезы о настоящем мужчине, который способен на все. Но на деле сказка‑то совсем о другом. Ведь чтобы чудесное превращение произошло, надо потратить немало усилий, усилий, не сулящих ничего хорошего, усилий тщетных, безнадежных. А безнадежные усилия — это страдания, боль.

И таковы, практически, все женские сказки — в них много боли и много страданий. Золушке, чтобы вырваться в лучшую жизнь, пришлось много трудиться, терпеть унижения и издевательства, лишения и муки отца. Это такая же история о страдании и боли, которую так же превратно понимают, в большинстве случаев. Другой пример — Герда из «Снежной королевы», и список можно продолжать.

Надеюсь, я убедила вас в том, что истинный подтекст сказок — в страданиях, которым, как учил нас Достоевский, все очищается, а в данном случае и заслуживается.

Но в этом-то и кроется главная ошибка и проблема. Боль не забывается, она не проходит бесследно. Испытывая боль, человек теряет душевную невинность, лишается душевной девственности.

С таким багажом девушка уже не будет так прелестна, как в юные годы, она не будет так чиста и непорочна в глазах мужчины. Она неумолимо будет терять свою привлекательность, и это грустно. Милые дамы, багаж ваших страданий не красит вас и не вызывает уважение со стороны мужчины, будь он даже миллион раз повинен в них.

Кроме того, настрадавшись досыта в начале истории, вы уже и сами не сможете смотреть на мир прекраснодушно и восхищенно, вы станете жестче, циничней, возможно, разумней и разборчивей, опытней — в конце концов. А какую женщину красит опыт?..

Вот потому, что все не так уж славно, сказки не имеют конца. Затертая фраза «жили долго и счастливо и умерли в один день» не дает никаких ответов, да и доверия не вызывает.

Всем кажется, что стоит только выйти замуж — и наступит это самое «долго и счастливо», на деле же — наступит просто конец сказки, и начнется жизнь. Та самая жизнь, где у вас по отношению к принцу будет длинный счет к оплате пережитых из‑за него мук. А у него к вам — растущий как снежный ком набор разочарований: за то, что вы не так милы; за то, что вы больше не в восторге; за то, что в вашем голосе появился металл, а в помыслах — требования.

Так что на деле сказки не безобидны. На первом уровне восприятия они уводят девочек в глубокий сон ошибочных представлений. Конечно, потом глубинный смысл становится ясен, но, откровенно говоря, уже поздно что-то менять. Душевная невинность утрачена.

Не стоит мечтать о принце, особенно тем, кто уже плавал в этой лодке, но, будучи 39‑ти летней мамой двоих детей, все еще ждет превращения очередного чудовища. Выбросите эту дурь из головы, перечитайте сказку и поймите, наконец, главное — все мы люди, живые нормальные люди. Драконов и фей среди нас нет.

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?