Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад
Анри Волхонский
Помните ли вы песню “Город золотой”? Если да, то вам будет легко понять, что натолкнуло меня на создание этой статьи. Если нет, то не волнуйтесь – я все расскажу.
Итак, есть легендарная песня “Город золотой”, которая прочно ассоциируется с группой “Аквариум”, хоть Борис Гребенщиков не писал ни текст, ни музыку. История создания песни запутанная. И более всего, потому что создавалась она на плотном поле контекста и отсылок.
***
Начнем с музыки. В 1972 году вышла пластинка “Лютневая музыка 16-17 века” композитора Владимира Вавилова. Авторство “Сюиты для лютни: Канцона и Танец” Вавилов приписал Франческо да Милано. А через год Вавилов умер, оставив множество людей в убеждении, что прекрасную музыку, которая и стала основой “Города…”, написал итальянец, живший в 16-м веке.
Прошло еще какое-то время и дочь композитора заявила, что автором практически всех композиций пластинки был ее отец, который просто не верил в то, что его музыка может быть кому-то интересна и поэтому «отдал» их великим мастерам.
История с Вавиловым напомнила мне Пушкина на коленках сочинившего песни западных славян, опираясь на Проспера Мериме, а не на народное творчество.
***
С текстом песни — загадок чуть меньше. Его написал Анри Волхонский. Правда, у него, как и у Вавилова, тоже были вдохновляющие первоисточники, а точнее один первоисточник – Танах или Ветхий Завет .
Вдохновленный историей “Небесного Иерусалима”, Волхонский написал буквально следующее:
“Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый”.
И вот ради ответа на один вопрос: “а кто все эти странные животные, с которыми предстоит встреча?” я и затеяла написание статьи.
Знакомьтесь: “огнегривый лев” – апостол Марк, “синий вол, исполненный очей” – апостол Лука, “золотой орел небесный” – апостол Иоанн.
Лев, Вол (по другой версии Телец), Орел и Ангел (по другой версии Человек) – символы четырех евангелистов. Волхонский по неизвестной причине не упомянул евангелиста Матфея.
Четыре зверя образуют в христианской традиции тетроморф – существо с телом человека и четырьмя ликами. Каждый лик тетроморфа символизирует этапы жизни Христа и вместе с тем евангелистов, которые так или иначе описывали эти этапы. Матфей, ведущий свое повествование о жизни Христа от родословной, получил в качестве символа Человека так как акцентировал внимание на присущей Христу человеческой природе. Марк, славящий могущество Христа, стал ассоциироваться со Львом. Лука, описывающий жертву и страдание Христа, получил в качестве символа жертвенного Тельца (Вола) проливающего кровь. И наконец, символом воскрешения стал орел, и он же ассоциируется с Иоанном, который много размышлял о божественной природе Христа.
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?