Прежде Евы Лилит была
Та, что яблока не рвала, —
Не из глины, не из ребра —
Из рассветного серебра.
Вадим Шефнер
В попытках осмыслить женщину, ученые, шаманы, мистики, философы, поэты и просто обыватели придумали тысячу и одну теорию. В частности, были созданы целые научные труды о женских архетипах, но все они, к большому сожалению, кажутся неполноценными – слишком широк объект научного поиска. И, тем не менее, давайте углубимся в вопрос.
ДВЕ из Христианства
Самое распространенное деление, которое устраивает практически всех мужчин: девственницы и шлюхи. Тут все очень просто, как только женщина выпадает из первой категории, она моментально попадает во вторую — гипотетически, конечно. К большому неудовольствию мужчин, они допускают склонность к разврату у любой женщины, которая перешла черту невинности.
Воплощением этих архетипов являются две самые известные женщины в Новом Завете – две Марии. Мать Мария – девственница, которая подарила миру Спасителя и Мария Магдалина – порочная женщина, которая покаялась перед Спасителем. Именно Мария Магдалина, по версии гностиков, была любимой ученицей Иисуса и его самой верной последовательницей.
***
Марина Цветаева «Магдалина»
О путях твоих пытать не буду,
Милая! — ведь всё сбылось.
Я был бос, а ты меня обула
Ливнями волос —
И — слез.
Не спрошу тебя, какой ценою
Эти куплены масла.
Я был наг, а ты меня волною
Тела — как стеною
Обнесла.
Наготу твою перстами трону
Тише вод и ниже трав…
Я был прям, а ты меня наклону
Нежности наставила, припав.
В волосах своих мне яму вырой,
Спеленай меня без льна.
— Мироносица! К чему мне миро?
Ты меня омыла
Как волна.
ДРУГИЕ ДВЕ из Иудаизма
Вариацией на эту же тему является деление женщин на жен и любовниц. То есть, на женщин, созданных для семьи, воспитания детей, ведения хозяйства и на женщин, созданных для страсти, эротики и секса. Классическим воплощением этой классификации можно считать библейских Еву и Лилит. Мифологема проста: созданная из огня первая женщина в Эдеме – Лилит. Она сама страсть, желание и непокорность, она терзает Адама и не желает подчиняться ему. Чтобы избавить мужчину от мук, Создатель решает заменить огненную Лилит на ее точную копию – Еву. Вот только создают Еву уже не из огня, а из ребра – покорную, подчиняющуюся, домашнюю Еву. Слабым местом этой прекрасной легенды является только одно обстоятельство: как покорная Ева умудрилась нарушить главный запрет и съесть яблоко? Но есть и сильная сторона у этой теории: очевидное стремление мужчины иметь и жену, и любовницу – почти фрейдистское желание обладать сразу двумя женщинами.
***
Мария Хамзина «Лилит посвящается»
— Знаешь, а я по тебе скучаю…
Трудно привыкнуть не жить с крылатой.
Яхве не любит моих печалей,
Ставит на душу мою заплаты…
Мудро лишая меня соблазна
Выбрать однажды твою дорогу…
Слушай, скажи мне — ведь ты согласна-
Яблоком пахнут ладони Бога?
Ты улетаешь?
— А как иначе?
Слишком уж скучно пастись у древа…
Милый, по-моему, кто-то плачет!
Слышу, любимая…Это Ева.
ЧЕТЫРЕ из Юнга
Интересный вариант классификации женщин предложил Карл Гюстав Юнг. Отойдя от библейской тематики, он предложил четыре архетипа. Принцесса – девушка, склонная к идеализации мира, романтическая и очень слабая натура. Жрица – сотканная из предчувствий, мистики и магнетизма. Хозяйка – тут все, как у классика «верная супруга и добродетельная мать». Охотница – женщина, занятая соперничеством с мужчиной и не желающая уступать. Предельно простая и понятная, эта классификация довольно точно описывает женщин в зависимости от их базовых ценностей. Но, увы, есть в этой стройной логике ученого один пробел – упущенный пятый элемент.
P.S.: Боюсь, что мысль моя в этой статье не только не закончена, но едва начата, а вот терпение читателей – на исходе. Посему – продолжение следует…
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?