Я этого хочу. Значит, это будет.
Генри Форд
Половину своей жизни я, дипломированный экономист, человек, изучавший историю экономических учений, искренне восхищалась Фордом. И я не одинока в этом чувстве.
Мне казалось, что в экономике действительный прорыв сделала одна уникальная в своем роде пара, и это не Энгельс с Марксом. Таковой парой для меня всегда была госпожа Шанель и мистер Форд. Именно эти двое заложили основу того мира, который мы сейчас имеем. Шанель создала мир новых женщин – элегантных, имеющих деньги и без конца потребляющих. Платья, костюмы, шляпки, бижутерия, духи, чулки, сумки – все это всегда было атрибутами женского мира, но именно Шанель, на мой взгляд, вывела потребление на новый уровень. Она заставила всех женщин не просто хотеть красивых вещей, но быть готовыми на многое ради них. Она не придумала моду, но возглавила крестовый поход моды на экономику, и она победила. Практически тот же переворот совершил и Форд, но в мире мужчин и под другим соусом. В то время как женщинам приходилось успевать за новинками гардероба, мужчины гнались за техникой. Работники Форда специально изучали те части автомобиля, которые сохранились лучше всего, чтобы знать, что ухудшать; чтобы провоцировать новые и новые волны спроса.
Забавно, сколь сильно сходились взгляды этой пары: Шанель объявила диктат черного в одежде, а Форд говорил: «Автомобиль может быть любого цвета, но только если он черный». Это мелочь, но мелочь показательная, и привожу я ее именно для того, чтобы показать, насколько романтизированным был для меня образ Форда.
Но один единственный факт, который я узнала совершенно случайно, сломал стройную картинку. Я больше не могу уважать этого человека и все чаще в связи с его именем задаю себе вопрос: «гений и злодейство – совместимы ли?»
А дело в том, что Генри Форд не просто был антисемитом. Человек, имеющий столько денег, мог позволить себе не любить евреев не только открыто, но и активно. Еще 1920-22 годах Генри Форд потратил очень много денег на публикацию «Протоколов сионских мудрецов» и, даже, создал собственную газету «Dearborn Independent». Частота появления в этой газете материалов о еврейском заговоре и откровенно антисемитских – поражает. Более того, все эти материалы были изданы отдельно под названием «The International Jew», имели успех и были переведены на несколько языков.
Удивляет и огорчает и тот факт, что Генри Форд не только для меня был уважаемым человеком, он имел куда более отчаянного и знаменитого своего фаната – Адольфа Гитлера. В кабинете самого кровавого человека в истории висела фотография Форда. И еще большой вопрос: кто из этих двоих был первым в своей воинственной нелюбви к евреям.
Фактом является и то, что спасая экономику Германии и кресло под Гитлером, Генри Форд выделил 3 млн. долларов. Для того, чтобы лучше понимать масштаб этой суммы, приведу вам еще одну цифру: в то время на 6 долларов влюбленная пара могла красиво отдыхать на курорте целую неделю. Взамен на эту и другие формы поддержки, Гитлер удостоил Форда высшей награды Германии (Большой Крест немецкого Орла высшей степени). А в своих высказываниях относительно Форда называл его единственным великим американцем:
«Каждый год дает им (евреям) все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации; лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость».
Такая тесная дружба, такая готовность поддерживать друг друга, основанная на единственной общей точке – ненависти к евреям! Поразительно! Конечно, Форд не уничтожил столько миллионов людей, сколько Гитлер, но он оказал поддержку и, тем самым, дал зеленый свет этому аду на Земле, он его одобрял.
Как это может быть, что подавляющее большинство знает Форда как великого гения экономики, как того, кого называли «человеком тысячелетия» и «бизнесменом столетия», и не знает, что Форд был соратником Гитлера? Как об этом не знала я? И как теперь вы ответите на вопрос заголовка, дорогие читатели?
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?