Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно.
Иосиф Бродский
Все случайности — не случайны, а каждая ошибка тянет за собой цепь причин и следствий. Порою за непрофессионализмом можно разглядеть судьбу, но только лишь порой…
Эта история поразила меня своей ироничностью, она в который раз доказала мне, что у Бога отличное чувство юмора. Итак, представьте себе, что в семье ученого‑изобретателя с разницей в два года рождаются мальчики: оба умненькие и талантливые; оба идут по стопам отца и занимаются изобретательством; оба становятся богатыми и знаменитыми; оба, естественно, носят одну и ту же фамилию.
Пожалуй, это почти все факты из жизни братьев, которые надо рассказать. Поэтому без промедлений я перехожу ко второму акту этой божественной комедии: внезапно старший брат умирает. Случается это в 1888 году — во времена расцвета газет. И конечно же, газетчики набрасываются на новость о смерти богатого, знаменитого человека. Но они умудряются перепутать братьев: вместо некролога о старшем, публикуют желчные статьи о младшем. Среди разных цветастых эпитетов, которыми газетчики щедро удостоили мнимого покойника, встречались такие: «торговец смертью», «злодей мирового масштаба», «миллионер на крови».
Как вы понимаете, младший брат получил бесценный опыт, прочитав некрологи о себе и явственно представив, какими будут его реальные похороны. И этот опыт натолкнул его на оригинальную идею: попытаться оправдаться. С этой целью он завещал продать все его имущество и основать научную премию, что и было сделано.
Думаю, уже понятно, что имена братьев — Альфред и Людвиг Нобель, а премия соответственно — Нобелевская. Добавлю к этому лишь то, что немногие знают, что главным изобретением великого Нобеля был динамит, и газетчики совсем не зря напустились на него в своих статьях.
И это первая шутка Бога в этой истории — ошибка, которая в сути своей не была столь уж чудовищной и послужила поводом для основания главной премии мира науки, а вместе с тем и популяризации научной деятельности. Это непрофессионализм журналистов не оправдывает, но все же улыбку вызывает.
Второй аспект, который наталкивает на размышление о превратностях судьбы, заключается в следующем: миллионер на крови основал премию мира. Забавно, не правда ли?
Дело в том, что Альфред Нобель изначально придумал давать премию в пяти областях: химия, физика, медицина, литература и математика. Но в последний момент математику — царицу наук — исключил. Мифов вокруг того, почему Нобель не любил математиков — очень много, но доподлинно известно, что ее место заняло «Содействие установлению мира во всём мире». На мой взгляд, это очень иронично, особенно, если учесть обтекаемость формулировки, а значит — и оснований для вручения премии в этой области. Точную науку заменили неопределенным и непонятным, даже и не научным делом.
Благодаря ряду обстоятельств, теперь фамилия Нобель ассоциируется только с добродетельностью, миром и всевозможными благами. Хороша Нобелевская премия или нет — не мне судить, как и не мне судить, насколько она репрезентативная и честная. Но то, что ее вручают именно 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, мне кажется символичным и трогательно‑прекрасным, ведь если бы не старушка с косой, то многих великих ученых мир так бы и не узнал.
Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?